Главная -
Из истории разных народов. -
Физеотерапия в народной медицине.
Лечение природно-климатическими факторами в народной медицине башкир известно давно. Считалось чрезвычайно полезным пребывание на лоне природы. Выезд на летние кочевья были подлинным праздником для всех от мала до велика. Башкирия весьма богата различными природными лечебными местами, их в настоящее время насчиты вается около 50-и. Любопытно, что многие и них (Аскинские, Ассинские минеральные воды, озера Асылыкуль, Мулдак, знаменитаягора Янган-Тау и др.) были известны коренным жителям (Вахрушев Г. В., 1961) и ими пользовались в лечебных целях задолго до их освоения научной медициной.
Кроме того, в башкирском народе широко практиковалась бытовая физиотерапия применением растений, минеральных вещести средств животного происхождения. Были приняты купания, ванны, припарки, аппликации, укутывание и пр. Указанными процедурами врачевали самые различные недуги-болезни органов дыхания, опорно-двигательного и мышечного аппаратов, лихорадочные состояния и т. д.
При проведении бытовой физиопроцедуры имелось в виду рассасывающее, обезболивающее, обеззараживающее, смягчающее действие. Ведущим лечебным началом считалось влияние теплом. Впрочем, и в современной научной медицине во многих видах физиотерапии большое значение придается воздействию теплом. При пользовании растениями, животными средствами рассчитывали и на целебные свойства этих начал. Очевидно, какое-то влияние биогенных факторов имело место. Несомненным была и суггестия (внушение).
Барометром эффективности проводимой физиотерапии считалось потение,— якобы, с потом выходит болезнь. Экспозиция приема лечебных процедур, в том числе и общих, длилась столько, сколько «позволяет» сердце. Конечно, для некоторой категории сердечных, легочных больных подобная перегрузка таила в себе серьезную опасность.
Поскольку вспотевший и разгоряченный человек чрезвычайно чувствителен к фактору переохлаждения, лечение теплом осуществлялось преимущественно в летние месяцы. Причем, после лечебной процедуры рекомендовалось в течение нескольких дней хорошо одеваться. По нашему мнению, этот факт заслуживает внимания. Может быть, именно непедантичным соблюдением данного требования и объясняется отсутствие успеха, а иногда и обострение болезни в части случаев санаторно-курортного лечения с преимущественным использованием физиопроцедур, грязей, ванн и пр.
При экземе, почесухе, пиодермии, грибковых заболеваниях кожи считалось полезным купание в соленых озерах. Ил этих водоемов в форме аппликаций употреблялся преимущественно для лечения болезней костно-суставного аппарата, мышц Среди целебных озер особенно большой популярностью пользовался Мулдак Абзелиловского района Башкирии. В настоящее время с использованием лечебной грязи этого озера открыт санаторий «Якты-Куль», проводится терапия в лечебных учреждениях г. Магнитогорска.
Теплом, исходящим из знаменитой горы Янган-Тау, лечили болезни суставов, костей, мышц. Для этого на склоне горы в длину роста человека рыли углубление, в которое помещался больной и, укутавшись, подвергал себя тепловому воздействию. Иногда над углублением сооружали шалаш, крытый дерном. В наши дни значительные лечебные свойства Янган-Тау подтверждены многолетними наблюдениями Г. Н. Терегулова (1955) и др. Созданный санаторий «Янган-Тау» широко известен за пределами нашей республики. В нем ежегодно поправляют свое здоровье тысячи больных из всех уголков нашей необъятной страны.
На берегах рек и озер народная физиотерапия осуществлялась в теплые солнечные дни (обычно во второй половине мая и июне) в форме растительных припарок. Полагали, что в этот период растения особенно богаты целебными, свойствами. Для растительных припарок использовались различные травы, листья деревьев, кустарников. Особенно ценились листья осины. В целях усиления эффективности припарок добавляли душицу, чабрец, хвою можжевельника. Для приема растительных припарок также в земле делалось углубление. На дне его разжигался костер. После сгорания топлива уголь и зола удалялись, прогретое ложе заполнялось растительной массой, в которую зарывался больной человек. Неприкрытой оставалась лишь голова.
Растительные припарки иногда делали в домашних условиях, в бане. Для этого употребляемые растения нагревали либо ошпариванием кипятком, либо несколько дней (вплоть до сильного разогревания) выдерживали в мешке. С использованием этих же растительных начал делали в бочках ванны.
Довольно распространенной формой эмпирической физиотерапии было зарывание больного в нагретый солнцем песок по берегам рек и озер. В редких случаях растительные припарки, ванны делали и зимой. При этом использовались высушенные листья, травы.
Известны ванны для лечения с применением животных начал. При ноющих болях в суставах, костях брали ведро муравьиной кучи, запаривали горячей водой, затем полученный отвар разбавляйся теплой водой и употреблялся для ванны. Иногда, преимущественно в целях теплового воздействия, укутывали больных в шкуры только что зарезанного домашнего животного. Эта форма лечения применялась как крайняя лечебная мера при затянувшихся лихорадочных состояниях, болезнях легких и других органов человека.
Очень популярным видом физиотерапии являлась и является баня. Существовало убеждение о большой целебности парной.
При некоторых патологических состояниях (локальная головная боль, фурункулы, абсцессы, зубная боль и пр.) бытовая физиотерапия носила ограниченный характер. Например, подогретую древесную золу насыпали в мешочек из плотной ткани и прикладывали на больное место. Подобным же образом пользовались песком, красной глиной, поваренной солью, отрубями, зерном. Имело место и применение листьев лопуха, подорожника, распаренного хмеля. Интересен способ терапии локальной головной боли. На беспокоящее место делали припарки из хмеля либо наносили несколько капель подогретого масла (обычно топленое масло) и накладывали на несколько часов повязку. В данном случае эффект воздействия, очевидно, объяснялся снятием спазма сосудов или получением отвлекающего влияния.
Судороги снимали припарками из жгучей крапивы или с помощью ванн с добавлением хвои, веток можжевельника. Хвоя можжевельника использовалась для припарок и при отеках.
Детям в случае воспаления легких делали на область груди жировые компрессы. Для этого чистую тряпочку пропитывали подогретым каким-либо животным жиром (чаще топленым маслом, бараньим, конским жиром) и клали на грудь. Иногда в этих целях использовали и нетопленое сало домашних животных. После чего с помощью полотенца, платка накладывалась фиксирующая повязка.
Отдельные виды башкирской эмпирической физиотерапии по существу носили рефлекторный характер. При заболеваниях органов дыхания простудной этилогии считалось полезным прогревание подошв стоп. Это осуществлялось в форме парения веником в бане, либо больной должен был становиться на нагретый камень, песок, кирпич.
Из природных целебных факторов в народной медицине башкир известно еще использование пещерного воздуха, в частности пещеры Шульган-Таш, именуемой и Каповой пещерой. Здесь обычно лечились лица, страдающие приступами удушья, хроническим насморком, а иногда длительно лихорадящие больные. Лечение осуществлялось следующим образом. Тепло одетые больные в течение 1 — 2 часов в день пребывали внутри пещеры. И так в течение недели и больше. В настоящее время факт наличия целебных свойств пещерного воздуха подтверждается литературными данными (Овчарова В., 1983). Доказана эффективность лечения бронхиальной астмы. Учитывая данное обстоятельство, открыты лечебницы по спелеотерапии на курорте Цхалтубо на Кавказе, в Закарпатье и Среднем Урале. Если учесть трудности терапии аллергических заболеваний дыхательных путей, поиски новых лечебных возможностей, как, например, спелеотерапия, оправданы. Впрочем, в периодической печати Башкирии уже поднимался вопрос о необходимости использования целебных свойств пещеры Шульган-Таш (Хажиев Р., 1975). Как известно, пещера Шульган-Таш является уникальным памятником эпохи палеолита. Поэтому открытие в ней спелеологической лечебницы вряд ли целесообразно. Между тем в Башкирии немало других пещер, которые стоит изучить в лечебном плане.
В народной медицине башкир имел довольно значительное распространение массаж. Его применяли при опущении органов брюшной полости, кишечной колике, метеоризме, сердцебиениях и болях в области сердца, связанных с испугом, ломоте в мышцах, суставах и т, д.
Лечебный массаж был обязательным компонентом в деятельности костоправа при вправлении вывиха, репозиции отломков кости, помощи повивальной бабки. Массаж осуществлялся в форме поглаживания, похлопывания. В чистом виде он редко применялся: либо сочетался с тепловой процедурой, либо с нанесением на массируемый участок животного жира (или намыливанием) и т. Частым компонентом являлась магия — заговоры, заклинания. Массажелечением занимались народные врачеватели, а по отношении к детям — чаще родители, прародители.
При опущении органов брюшной полости массаж стремились проводить в бане. Разогретая и распаренная область живота массировалась (в форме глубокой пальпации) направлении с нижних отделов брюшной полости к подреберью. После чего на несколько дней накладывалась фиксирующая повязка, дабы удержать приподнятые сместившиеся органы, затем в течение нескольких месяцев не рекомендовалась физическая нагрузка. Врядли подобным образом можно избавиться oт опущения внутренних органов. Скорее всего улучшение состояния больного объяснялось покоем и внушением. Тем не менее по свидетельству старожилов, больные нередко получали облегчение своего состояния.
Вероятно, такого же генеза механотерапия именуемая «кернэ тартыу». Суть ее такова. Полагали, что упорные головные боли обусловливаются «прилипанием кожи головы костям» черепа. Следовало ее освободить отэтой ненормальности. Это осуществлялось так: врачеватель своими зубами захватывал пучок волос с участка головы больного, где боль была более выраженной, и несколько раз резко подергивал. Больной часто отмечал улучшение.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
21.11.2024 |