Главная -
Из истории разных народов. -
Хирургическая помощь
Арсенал средств и приемов такого лечения был довольно значительным. Производство же серьезных операций, скажем, на брюшной полости, установить не удалось.
Немало средств применялось для лечения наружных повреждений тела. На раны, порезы прикладывали свежие листья медуницы мягчайшей, герани луговой, мать-и-мачехи, лопуха, подорожника, высушенные и измельченные в порошок дубовую кору, грибные наросты на деревьях (чага и др.), душицу, тысячелистник, чабрец, курут, плесень с курутной сыворотки, медвежье сало, мед, труху, образованную древесными червями, деготь, мелкоизмельченныи древесный уголь, прокаленные квасцы, поваренную соль, золу древесины. В районах, где имеются пещеры, в форме присыпки использовались высушенные и измельченные сталактиты, сталагмиты, кальцит.
Загрязненные раны, до начала прикладывания целебного средства, промывали проточной или родниковой водой. На долго незаживающие раны накладывали кожицу змеи или костную золу.
В народной медицине башкир было известно, что нельзя повреждать появившийся на ране струп, что в стадии заживления не следует рану увлажнять.
Для остановки кровотечения поврежденное место покрывали жженой шерстью, сухим мхом или присыпали порошкообразным кальцитом. В далеком прошлом для такой помощи использовали ревень (ируэн). Как целебное средство ревень некогда высоко почитался, но уже в предреволюционные годы по существу выбыл из народного врачевания башкир. В настоящее время применяется в научной медицине преимущественно как слабительное средство.
При ожогах припудривали поваренной солью, пищевой содой, сухой глиной. В последующем смазывали яичным желтком либо каким-нибудь животным жиром, чаще гусиным. Иногда ожоговую поверхность вначале обрабатывали катыком или жидким курутом. Имеются наблюдения об использовании этих молочных продуктов в смеси с пищевой содой. Если же несчастье случалось летом вблизи рек, озер, на ожоговую поверхность первоначально наносили холодный ил. Известно и употребление примочек из обычной воды с последующим протиранием мыльным раствором. Участки отморожения сперва массировали мягким чистым снегом или просто рукой и наносили гусиное сало, иногда вместо жира употребляли смесь из равных частей сливочного масла и воска.
Ушибленное место стремились в течение нескольких дней меньше беспокоить. При укусе змеи довольно часто практиковалось магическое лечение «арбау» (специальный заговор). Кроме того, высасывался яд из ранок, нанесенных зубами змеи, а в область укуса втирали курут. При ударе молнии пострадавшего зарывали в землю.
Фурункулы, абсцессы для ускорения созревания покрывали листьями подорожника, лопуха, мать-и-мачехи, овечьим желудком, шкурками мелких животных, змеиной кожицей, кусочком ткани, пропитанной мыльным раствором, кислым тестом, смесью куриного яйца и слегка подсоленного гусиного сала и т. д. Считалось полезным удаление некротического стержня, иногда его выдавливали, что, конечно, чревато было серьезными последствиями. Гнойные язвы покрывали плетенью с жидкого курута. Лечебный эффект при том, вероятнее всего, обусловливался антибактериальными веществами типа антибиоков, которыми богата плесень.
При затянувшейся пиодермии пили отвары купены многоцветной или хмеля, бузу (слабый хмельный напиток, изготовленный из ячменя или овса), порошковую серу на катыке или жидком куруте— 1/2 чайные ложки серы на стакан молочного продукта.
При вывихе, переломе помощь оказывалась костоправами. Укороченная в связи с травмой, конечность вытягивалась следующим образом: сначала костоправ, увлажнив руки каким-либо жиром (или намылив), нежно массируя, согревал поврежденную часть гела. Это обычно вело к расслаблению напряженности мышц, успокаивало пострадавшего человека. На фоне такого массажа, как правило, без значительного физического усилия осуществлялось вправление вывиха или репозиции перелома.
При застарелых процессах сначала в течение нескольких дней травмированная часть тела распаривалась, массировалась в бане или в домашних условиях в форме ванны, компресса. Лишь затем осуществлялось вмешательство костоправа. После вправления вывиха рекомендовалось поврежденную часть тела в течение нескольких дней оставить в покое. При застарелых вывихах на неделю накладывалась тугая повязка. После репозиции отломков кости практиковалась иммобилизация с помощью импровизированных шин (дощечка, палка и пр.)
Интересно, что для ускорения срастания костных переломов употребляли внутрь в сыром виде корневище заячьей капусты. По наблюдениям народных врачевателей при долго несрастающихся костных переломах эта мера была весьма полезна. Биостимулирующие свойства заячьей капусты по регенерацм костной ткани возможно заинтересуют ученых.
Довольно примитивны были способы удаления больного шатающегося зуба: свободный конец нити, привязанной к зубу, прикреплялся к грузу (чаще к гире), который внезапно опускался, или к дверной ручке, которую затем резко открывали.
При острых болях в брюшной полости чаще всего ограничивались местным применением тепла, с чем, конечно же, нельзя согласиться, так как это могло датьсерьезнел шие осложнения. При грыжевых выпячиваниях брюшной стенки ограничивались тугом повязкой, что также являлось лишь паллиативной мерой.
Как у всех других народов, исповедующих ислам, у башкир была принята операция циркумцизии (обрезание крайней плоти). Как указывает Т. Schneider (1976), эту операцию впервые стали применять африканские народы около 6000 лет тому назад. Затем ее присвоили иудейская и мусульманская религии, канонизировав его в качестве одного из атрибутов принадлежности к этим религиям. С исламом циркумцизия, по-видимому, пришла и к башкирам. Производством данной операции занимались специальные народные врачеватели—суннятсе (сеннэтее, баба). Они разъезжали из одного населенного пункта в другой, подыскивая себе «пациентов». Циркумцизию делали мальчикам 1—3 лет и старше. Техника вмешательства была чрезвычайно проста. Оттягивалась дистальная часть крайней плоти и прищемлялась специальной прищепкой. Затем опасной бритвой в какие-то доли секунды ее незначительная часть отсекалась. Шов не накладывался. Ранка операционная обычно припудривалась золой, получаемой от сжигания соломы. В отдельных местностях в качестве присыпки употребляли порошкообразный продукт, образуемый деятельностью древесных червей (серек). Безусловно, производству циркумцизии в антисанитарных условиях нет оправданий. Нет сомнения, что подобное вмешательство имело серьезные последствия для здоровья младенца (септические осложнения, кровотечения т. д.).
Бородавки обычно лечили консервативно: суггестия, смазывание соком молочая, чистотела. Когда же данные меры оказывались неэффективными, бородавки перевязывали у основания и те через несколько дней отпадали. Существовал и метод прижигания. На поверхности бородавки делали крестообразные насечки, которые прижигали зажженной головкой спички. Проводились также смазывание уксусной эссенцией.
Широко практиковалось кровопускание. Участок, откуда предполагалось удаление крови, мыли теплой водой с мылом. После этого ставилась кровососная банка, ею обычно служил стакан. На возникшем кровоподтеке с помощью рудомета (многозубчатый пробойник) или опасной бритвой делались надрезы, из которых кровь удалялась путем выдавливания. Иногда для кровопускания (также путем выдавливания) использовались прокусы медицинских пиявок. Стремились удалить побольше черной крови, полагая якобы, что она «испорченная» и является причиной недугов больного. Безусловно, желание удалить побольше «черной» крови было чревато опасными последствиями. Как мы знаем, кровеносные сосуды кожи, подкожной клетчатки содержат в значительном объеме венозную кровь, имеющую темный цвет. Поэтому указанное вмешательство могло обуо ловить большую кровопотерю, что, вероятно, иногда и наблюдалось.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
21.11.2024 |