Главная -
Из истории разных народов. -
Лечебная магия
Современная психотерапия своими корнями также уходит в многовековой опыт народа (Бехтеров В. М., 1898; Райт Гарри, 1971 и др.). Выдающийся ученый-психоневролог и общественный деятель В. М. Бехтеров писал: «Секрет целительного внушения был известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст к уста в течение веков под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д.».
В лечебной практике народных врачевателей магические способы практиковались широко. Магическим приемам лечения придавалась торжественность, действия лечца-мага были полны уверенности и таинственности, что оказывало большое психотерапевтическое влияние. Достижение магом-врачевателем исключительной веры больного в свое излечение обусловливалось и большим авторитетом его среди населения. Маг скрывал те или иные свои привычки, пороки — употребление алкоголя, курение и др., которые могли бы сказаться на его престиже. Магические приемы применялись как в чистом виде, так и в сочетании с другими средствами и методами народной медицины: лекарственными растениями, эмпирической физиотерапией и т. д.
Арсенал лечебной магии башкир был значителен: заговоры, заклинания, ворожба, сигнатура, фактор внезапного психовоздействия, жертвоприношения, окуривание больного (либо помещения, где он находится), чтение молитв, посещение святых мест и т. д. Лечебной магией занимались лечцы-маги и деятели религиозного культа. У лечцов-магов была своего рода специализация. Арбаусы лечили заговором, среди них были маги, заговаривающие соль, воду... После чего эти вещества приобретали «целебные» свойства, черто-видцы (шайтан-курэзэ) изгоняли беса (шайтана), духа болезни из больного человека, либо из жилища и т. д.
Широко были распространены заговоры и заклинания. Например, нуждающийся в избавлении от бородавок выставлял на свет луны пораженный участок тела и произносил следующий заговор: «Бына минен, тэтэйем, бына пицэ тэтэйем (Вот моя игрушка, вот тебе игрушка)».
Жертвоприношения (-корбан салыу) делали чаще при тяжелых или длительно текущих серьезных заболеваниях. Полагали, что болезнь (дух болезни) переходит при этом в жертвенное животное. Последним обычно служила овца. В зависимости от благосостояния семьи, в которой был больной, использовалась и другая живность: курица, крупный рогатый скот, лошадь. На трапезу с употреблением мяса жертвенного приглашались обычно престарелые жители, пользующиеся авторитетом, своей благочестивостью, а также деятели религиозного культа. Шкура отдавалась обязательно духовному лицу. Существовало жертвоприношение в форме переселения болезни в человеческое изображение. Маг изготовлял две тряпичные куклы— мужчину и женщину (осок), которых помещал в ведро, туда клал хлеб, кашу. Затем маг проносил живого петуха несколько раз вокруг больного. При этом усиленно дул, якобы таким путем «изгонял» болезнь. После чего петуха резали и помещали в ведро с куклами, которое магом относилось за несколько километров от жилища больного и оставлялось. Совершив этот ритуал, маг дол-лен был вернуться домой другой дорогой.
Практиковалось подбрасывание вещей больного. Полагали, что болезнь «пристанет» к человеку, взявшему эту вещь. Данный вид магии, как пишет Г. Попов (1903), был распространен и среди русского народа. Любопытен такой вид психотерапии. Считали, что, если больной своими горестями, связанными с недугом, поделится с кем-нибудь, то часть страданий переходит к нему. В деревнях были лица, «заимствовавшие» страдания больных. Эти были люди авторитетные, с крепким здоровьем.
С жертвоприношениями имеет схожесть следующий вид лечебной магии. Врачеватель с больным шел на место, где «пристала» болезнь и, произнося заклинание, просил хворь оставить больного человека. С целью задабривания болезни бросал ей яйца, иголку или какой-нибудь предмет, после чего больной должен был возвратиться в свое жилище иной дорогой. На обратном пути он обязан был'ни с кем не разговаривать.
Известен и такой вид магической терапии. Человек, страдающий лихорадкой (имелась в виду, по всей вероятности, малярия), в голодном состоянии (натощак) шел в поле, захватив с собой горшок с кашей: полагали, что коль голоден человек, должна быть голодна и лихорадка, поселившаяся в нем. По пути следования необходимо было больному перейти речку. Прибыв на условленное место, он ставил горшок с кашей на землю и открывал рот. Голодная лихорадка тут же «выскакивает» изо рта страдающего лихорадкой и прожорливо бросается на пищу. Тем временем больной человек должен был бегом (не оглядываясь назад) возвратиться домой. При этом опять перейти речку вброд. Таким образом, делалось все, чтобы лихорадка не смогла найти обратную дорогу к жилищу больного.
Окуривание больного осуществлялось путем сжигания весьма почитаемых башкирами некоторых целебных трав, таких как можжевельник, чабрец, душица, а также обуглившимися кусочками дерева после удара молнии, горючей серы, пороха. Подобной магией «избавляли» больного (либо жилище) от злого духа, духа болезни. Как у многих народов, бытовал культ огня. Последнему приписывались целебные свойства. Исходя из этого наблюдалось вождение (либо ношение) больного вокруг огня.
Принимали внутрь вещества, которым приписывались магические свойства. Так, пуля, которая при одном выстреле убила двух птиц, считалась целебной от женского бесплодия. Измельченную пулю употребляли внутрь. Аналогичные целебные свойства приписывали соскобу с когтей отдельных птиц, в частности, глухарей.
При некоторых патологических состояниях принято было лечение фактором внезапного психического воздействия. Он был рассчитан на испуг, либо на удивление. Так, при лихорадке незаметно для больного клали ему в постель кошку или обрызгивали холодной водой. В момент приступа икоты на больного с серьезным видом наговаривали, скажем, обвиняли в мелкой краже.
При некоторых психических расстройствах в сочетании с другими приемами лечебной магии имело место физическое воздействие в форме неожиданной пощечины.
При отдельных болезнях широко практиковалась сигнатура. Например, при желтухе больному на шею надевали желтого цвета бусы, заставляли его смотреть на рыбу желтого цвета (озерного карася, щуку), медный самовар. Применяли отвар цветов подсолнечника, либо им обмывали больного. При краснухе, кори одевали пациента в платье красного цвета, содержали за красной занавеской, давали пить сок ягод красного цвета, чаще брусники.
Как уже отмечалось, в прошлом среди башкирских магов имелись и чертовидцы (шайтан-курэзэ). Приводим случай изгнания нечистого духа (шайтана) из жилища, где находилась роженица, описанный учеником М. В. Ломоносова, известным путешественником и врачом И. И. Лепехиным (1802): «...он, (чертовидец) имел обнаженную саблю и заряженную двумя пулями пищаль. Как пришла глубокая ночь — в полночь шайтан-курязя выбрал троих наиздоровейших людей, которым велел при себе неотлучными и наказывал им: когда он вступит с нечистым духом в бой, то бы его держали сзади за кушак и за полы, ибо чертовидцы уверяют простаков, что нередко нападают на духов сильных, с которыми им можно через долгое время бороться. Отобрав своих телохранителей, к полуночи неистовый принял на себя вид и сам более походил на демона, нежели на человека... Чертовидец прилежно смотрел на все окна, наконец, как бы увидя неприязненного духа, взяв свою пищаль, крался к окошку, как искусный стрелок под птицу, и так громко выпалил, что мы опасалися, дабы затрясшаяся башкирская хижина нас не завалила. Потом с великим воплем, в провожании своих телохранителей и, имея на руках обнаженную саблю, выскочил из избы и бежал до самой реки Ика, беспрестанно саблею махая. По его сказкам, раненый черт ушел в воду обнадеживал хозяина, что шайтан или нечистый дух жены его посещать не будет».
При наших экспедиционных поездках у информаторов по народной медицине башкир выявить наличие чертовидцев не удалось, п( видимому, они исчезли в первые годы Советской власти.
Принято было посещение святых мест. Ими обычно являлись места захоронени; особо популярных деятелей религиозного культа. Святыми становились и могилы наиболее почитаемых предводителей народа.
Чтение молитвы, особых стихов (сур) корана осуществлялось муллами. Они же иногда на столовую посуду (чаще на чайную) наносили отдельные изречения из корана соответственно болезни, затем больной должен был эту заговоренную надпись ополоснуть и выпить.
При болезни, обусловленной испугом, широко употреблялся обряд «тсот койоу» (получение фигурок восковых или свинцовых, символизирующих душу). Маг-лечец, придерживая над головой больного ковш с водой, вливал в эту воду расплавленный воск или свинец. По полученной фигурке «определялся» виновник испуга больного. Обряд заканчивался прикреплением полученной фигурки к одежде больного спереди на область груди. Обряд сопровождался чтением заклинания.
При заболевании, обусловленном порчей -.(бозоу), лечение осуществлялось в форме снятия последней «на землю». Данный обряд проводился ночью, когда наступала глубокая тишина. Маг брал сырое яйцо, делал в нем отверстие и вкладывал вовнутрь яйца извлеченную из рубахи больного красную нить, полушку денег (монету), железный гвоздик и коготь ласки. Таким образом начиненное яйцо обносилось вокруг больного. При этом маг произносил заклинание: «Эпсон, топсон, уходи, выходи, иди туда, кто напустил, на того и унеси всю тяготу вон!» После этого яйцо заворачивалось в одно из платьев больного и выбрасывалось обычно в текущую воду, озеро или овраг.
Любопытен и такой вид магии, как «вправление мозга». У башкир существовало и сейчас встречается понятие «опущение головного мозга». Им иногда объясняли упорные головные боли, головокружение, связанные не только с ушибом головы, но и резким движением, скажем, подъемом с постели, резким поворотом головы и прочее. При этом оказывалась помощь — «вправление мозга» («мейе тешереу»). Народный врачеватель с помощью нити измерял расстояние от середины лба до затылочного бугра справа и слева. Нить проходила по височной области (над ушами). На стороне «смещения мозга» нить обычно оказывалась длиннее. Таким образом «обосновывался диагноз». Помощь оказывалась следующая. Больной ложился на спину, его голова обвязывалась платком, концы которого трижды подергивались (были и другие схожие варианты процедуры). После этого больной в течение одного часа оставался в состоянии полного покоя в постели, без движения. По утверждению лиц, которые некогда получали подобное лечение, отмечалось улучшение: исчезали беспокоившие субъективные ощущения. На наш взгляд, здесь наблюдается явная суггестия. Трудно себе представить «смещение» мозга, да еще с деформацией черепа от таких причин, как резкий подъем с постели, поворот головы.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
21.11.2024 |