Главная -
Из истории разных народов. -
Народные представления о причинах болезней.
Целый ряд патологических процессов народная медицина башкир объясняла с позиций стихийного материализма. Об этом хорошо свидетельствует народная мудрость, в частности, пословицы и поговорки. Так, довольно много заболеваний связывали с различными нарушениями в питании — голод, недоедание, поспешность в приеме пищи, плохое прожевывание, злоупотребление алкогольными напитками, несоблюдение чистоты, употребление недоброкачественной пищи и т. д.
Знали о заразных болезнях (йорошло ауырыу). Последние могли быть вызваны при контакте с больным человеком, через пищу, питьевую воду, грязные руки. Заболевание легких, почек, опорно-двигательного аппарата, женских гениталий, пиодермию и др. обычно объясняли переохлаждением. Полагали, что по сравнению с другими больше подвержены переохлаждению грудные дети, женщины в дни менструации и последние недели беременности, роженицы, родильницы, а также престарелые; что переохлаждение нередко ведет к более серьезным простудной «этиологии» заболеваниям.
Для престарелых наиболее опасным и коварным считали весенний и осенний холода, нередко обусловливающие тяжелые формы воспаления легких с печальным исходом.
По сравнению с другими участками тела переохлаждение через подошвы ног чаще заканчивается значительным расстройством .доровья. По суждению башкир-аксакалов, лица разгоряченные, вспотевшие при некоторых обстоятельствах также могут подвергнуться сильному переохлаждению. Скажем, если указанные лица употребят вскоре в значительном количестве холодные напитки — воду, кумыс, квас, бузу и т. д. и после этого останутся в состоянии покоя, расположатся отдохнуть на земле даже в теплое время года, либо искупаются в прохладной воде, то при этой форме переохлаждения возможны очень серьезные нарушения здоровья.
Как известно, современная медицинская наука не отрицает роли переохлаждения при возникновении или обострении целого ряда болезней — ангина, воспаление легких, нефрит, радикулит, туберкулез и т. д. Ослабляя реактивность, сопротивляемость организма, переохлаждение создает благоприятный фон для развития патологического процесса.
Стихийно-материалистическим было и объяснение нарушения здоровья, вызванное гравмой, физическим перенапряжением. Так, надсадом объяснялось опущение органов брюшной полости (эс тешеу). Существовало понятие «смещение сердца» (йерэк тузга-лыу). Правда, в трактовке понятия «опущение» в народной медицине башкир имеется весьма оригинальное толкование, с которым не всегда можно согласиться. Например, довольно часто ставили диагноз «опущение» головного мозга (мейе тешеу).
Народ знал о наследственных и врожденных болезнях. К ним относили страдания припадочные, туберкулез легких, сифилис, алкоголизм. В происхождении некоторые нервно-психических нарушений, болезней сердца причину усматривали в испуге, тяжелом оскорблении, моральном притеснении. Из болезней сердца данной этиологии прежде всего необходимо указать на «испуг сердца» (кот алыныу), который характеризовался различными субъективными ощущениями — боли за грудиной, сердцебиение, «замирание» сердца и пр. Припадки эпилепсии (куянсы-к); также иногда объясняли испугом. Причину истерии видели в недостатках воспитания.
Довольно много заболеваний внутренних органов, нервно-психической сферы человека, некоторые заразные болезни объяснялись исходя из мистических и религиозных верований башкир (Руденко С. И. 1955; Кудряшов П. М., 1965). Так, причину недуга нередко видели во внедрении в человека злого духа (ей, шайтан), либо его кознях (ей -кагылыу). Даже в настоящее время встречаются долгожители, которые параличи именуют «ен hyFbiy», что означает наказание чертом. В свое время И. Г. Георги (1779) писал, что «жестокие припади от маточной болезни и тоски...» башкиры объясняли вселением в человека беса.
Подобно трактовали поражение молнией. Злой дух якобы во время грозы любит прятаться возле людей. Молния, «намеченная» для наказания злого духа, поражает и человека. Злые духи «алабасты» (албасты) в образе женщины с такими грудями, что их перекидывали через плечо, были причиной ночных кошмаров. Албасты наваливалась на, спящего человека, закрывала ему рот, нос грудной железой. Спящий, мучился, задыхался, в результате возникали кошмарные сновидения.
Полагали, что отдельные болезни имеют своего духа, его проникновение в человеческий организм и обусловливает заболевание; что болезнь — существо живое, иногда с антропоморфными чертами; «находились люди», наблюдавшие болезнь в образе человека в рысьей шапке. Иногда же недуг приобретал образ животного или птицы, обычно сороки.
Целый ряд болезненных расстройств органов брюшной полости объясняли действиями «бусер» — особого мифического живого существа, который якобы имелся у каждого человека в области пупка. Его перемещения и брюшной полости, главным образом по желудочно-кишечному тракту, и «обусловливали» различные болезненные расстройства. Одна из женщин-информаторов (65-ти лет из Курганской области) утверждала, что видела «бусер», выпавший из женских гениталий. По ее словам, «бусер»—белого цвета комочек размером с 3—5-ти копеечную монету, снабжен коготками. По-видимому, речь идет об опухоли тератоме.
Приставание болезни, злых духов считалось более вероятным в болотистых, сырых местах, возле свалок, в бане, с наступлением темноты и пр. Считали, что злые духи особенно неравнодушны к грудным детям. Не исключалась подмена детей злым духом. Заболевание могли наслать духи умерших (убыр), а также колдуны,- чернокнижники (кара китапсы), чародеи (сихырсы) и др Иногда причину недуга видели в кознях не другов. Лихорадку объясняли испугом. Широко бытовал сглаз, который мог «поразить) любого человека, особенно детей.
Одной из причин заболевания желудоч нокишечного тракта считали «заползание» змеи через рот во время сна человека. Подобное ошибочное суждение, вероятно, былс связано с отхождением иногда через рот аскарид.
Сущность патологического процесса при различных болезнях объясняли также двояко: и с позиций стихийного материализма, и с позиций мистико-религиозных воззрений. Так, была большая вера в «порчу» крови. Она допускалась по отношению всего организма либо отдельных органов и частей тела. Широкое распространение имело мнение о загустении крови (кан ойоу), ее застое.
По отношению к органам брюшной полости нередко фигурировал термин «опущение» желудка, печени, почек и т. д. Боли в животе, урчание в кишечнике, расстройство стула объясняли употреблением недоброкачественной или недоваренной пищи, заражением гельминтами (глистами), активизацией мифического существа «бусер», «заползанием» через рот змеи. Верили также в понятие «надуло живот», которое, по народным воззрениям, вызывается переохлаждением, попаданием холодного воздуха через задний проход и может сопровождаться метеоризмом, болями в животе. При поражении суставов, позвоночника употребляли термин «катну», что соответствует термину тугоподвижность, оно сопровождалось нарушением функции пораженного сустава, болями. Самые разнообразные изменения в организме человека могли обусловить различные магические причины.
Существовала своя прогностика. Появление аппетита у тяжелобольного — признак начала выздоровления, наличие у больного пота с неприятным запахом трактовали как плохой прогноз в исходе болезни. В то же нремя обычное повышение потоотделения у больного считалось благоприятным симптомом— началом выздоровления.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
21.11.2024 |