Главная -
Из истории разных народов. -
Обереги, предупредительная магия
Известно, что воин, идущий в бой и не уверенный в победе, часто терпит поражение. Знаменитый хирург наполеоновской армии Ларрей говорил, что у победителей раны заживают быстрее (Леви В., 1971). Не случайно то, что у многих народов, в том числе и у башкир, предупредительная магия, рассчитанная на веру человека в способность магических средств и приемов оградить его от всех бед и несчастий, получила значительное развитие. В основе ее лежали магические представления о причине и сущности некоторых болезненных процессов.
Много было магических средств для сохранения здоровья, предупреждения болезней. Желая оградить себя от проникновения злых духов, болезни, на столб возле ворот дома вешали череп лошади, на верх ворот прибивали бараньи рога (овцы ,козы), прикрепляли убитых диких птиц, найденную подкову, высоко почитаемую траву можжевельника, края ворот смазывали дегтем, в углу жилища на стене помещали выписки из корана.
Для индивидуальной защиты здоровья и благосостояния человека использовались различные амулеты и талисманы. Последними служили зубы, кости хищных зверей — волка, медведя, рыси. При этом думали, что болезнь, страшась хищных зверей, боится и их клыков, когтей. Были и другие амулеты: стрелы, серебряные монеты, кольца, раковины, перламутровые пуговицы, белый гусиный пух, яркой краски тряпки и пр. Указанные талисманы и амулеты либо вешали на шею, либо прикрепляли к одежде, головным уборам — например,, мальчикам к тюбетейке. Полагали, что зубы волка, повешенные на шею, оберегают от холеры.
Талисманы и амулеты особенно широко применялись от сглаза маленьких детей. Дурной глаз «действовал» первоначально на магическое средство' и терял силу. Подобным свойством «обладало» и родимое пятно. Поэтому, имитируя последнее, нередко на лицо ребенка наносили сажу (или краску). Либо делали искусственное родимое пятно (миц). Для этого нить, запачканную сажей из печного дымохода, с помощью иглы пропускали через небольшой участок кожи лица или тыльной поверхности кисти. Сперва пятно приобретало черный цвет, а затем — темно-синий. В некоторых районах ограничивались дачей ребенку имени, в основе которого лежало слово «миц» (родинка), например, Миц-легали, Мицлегуль, Мицлекамал и др.
При подозрении на сглаз иногда прими ковалась довольно антигигиеническая мера дача ребенку в качестве питья смыва с дверных ручек. Детям запрещалось смотреться в зеркало. К новорожденным посторонние не допускались, и позже их посещение ограничивалось. Эта магия от сглаза в плане предупреждения заноса инфекции имела положительные стороны.
Практиковалось и пропускание новорожденного ребенка через кольцо из высушенной губы волка — дабы дитя росло крепким и выносливым. Здесь мы имеем дело с явным тотемизмом. Взрослые для спасения души носили с собой бетеу — выписку из корана.
Несомненно, некоторые аспекты предупредительной магии башкир в психологическом плане приносили определенную пользу — внушали твердость духу человека, уверенность в своих силах, неуязвимости, что особенно важно было в опасных ситуациях, войнах, охотах и т. д.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
21.11.2024 |