Главная -
Из истории разных народов. -
Средства животного происхождения.
Вплоть до середины XIX века башкиры преимущественно занимались скотоводством, развита была и охота. Поэтому в IX народной медицине лечебные средства животного происхождения имели значительное распространение. Использовались чаще всего молочные продукты, отдельные органы, ткани и физиологические жидкости домашних и диких животных
Из молочных продуктов как целебное средство особое место занимает кумыс. Этот освежающий и слегка, пьянящий напиток был известен и древним кочевым народам —скифам, монголам, половцам и др. О кумысе упоминал еще Геродот. Да и в настоящее время этот чудесный напиток среди многих народов нашей страны (а также за рубежом) довольно популярен. Но в лечебных целях кумыс впервые нашел применение в народной медицине башкир (Никольский Д. П. Авдеев М. В., 1907). Неслучайно первые кумысолечебницы появились именно на территории Башкирии (XIX век). Д. П. Никольский писал: «...потребление кумыса считается у башкир наилучшим средством для восстановления истощенного, ослабленного организма, для быстрого восстановления сил и здоровья». Башкиры кумыс использовал при истощении, малокровии, легочных болезнях, зобе и как седативное средств: Некоторые старики-башкиры считают, что кумыс целебен при всех недугах. Существует в народе и такое мнение: если больной не поправляется от кумыса в благоприятное летнее время, то положение такого больного весьма серьезно (Сайгин И. А., 1967).
Лечебный кумыс башкиры готовили как освежающий и пьянящий напиток — добавлением воды, а особо — из цельного кобыльего молока. Только что надоенное молоко сливали в кожаную посуду или деревянную кадку. Добавляли кумысную закваску (эсетке). Последняя обеспечивала молочнокислое и спиртовое брожение. В процессе изготовления, кумыса большое значение имело длительное взбалтывание кобыльего молока особыми мешалками (бешкэ) Через 2—3 дня кумыс был готов к употреблению.
Первые сообщения о лечебном примен нии кумыса появились в первой половине XIX века. Особенно большой общественный резонанс имела статья «Нечто о кумызе (1843) врача В. И. Даля — автора знаменитого «Толкового словаря русского языка». В период службы в Оренбурге, хорошо ознакомившись с кумысом, он дал высокую оценку этому напитку. После таких работ как 1 Никольский Д. П. Башкиры. Этнографическое и санинитарно-антропологическое исследование. Н. В. Постникова особенно возрос поток «чахоточных» больных в Башкирию. Приезжали поправить свое здоровье .Л. H. Толстой и А. П. Чехов. К настоящему времени кумыс изучен довольно детально. В нем выявлено много биологически активных веществ, в том числе биостимуляторов, антибиотиков, витаминов (особенно витамина С). Его терапевтическая эффективность установлена при целом ряде болезней: туберкулезе легких и мочеполовых органов, петрите; отдельных заболеваниях нервной системы, дискинезии толстого кишечника и желчного пузыря и т. д.
Кумыс как лечебное средство стали применять не только в нашей стране, но и за рубежом. В настоящее время изготовление кумыса значительно усовершенствовано. Разработка технологии получения сухого кобыльего молока (Сайгин И. А., 1967) позволила этим чудесным средством пользоваться круглогодично.
В последние десятилетия в башкирской народной медицине наблюдается факт приготовления кумыса и из козьего молока, целебные свойства которого также высоко ценятся. В доступной литературе сообщений об изучении кумыса, получаемого из козьего молока, нами не обнаружено.
В медицине башкир довольно большое распространение получили баширский сыр-курут и топленое масло. У башкир курут нашел применение при простуде как потогонное средство, для изгнания некоторых гельминтов, при жидком стуле, для возбуждения аппетита, при тошноте, укусе змеи, в повивальном деле. Курут обладает потогонный действием, считается полезным для снятия болей, неприятных ощущений в области сердца, наблюдаемых при алкогольной интоксикации. Плесень, снятая с курутной сыворотки (эркет) использовалась для наружного лечения ран и гнойных язв.
Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство, при газовой колике. Больной должен был одномоментно натощак выпить стакан или пол стакана расплавленного масла. Безусловно, ввиду плохого знания сущности патологии потребление значительного количества масла в некоторых случаях, скажем, остром аппендиците и пр., могло в результате послабляющего действия привести к ухудшению здоровья.
Цельное молоко в башкирской народной медицине применялось при простуде, изжоге, пищевых отравлениях. Парное молоко считается целебным при легочном туберкулезе и других легочных болезнях, при малокровии, исхудании и как общеукрепляющее средство. Если учесть исключительную полноценность молока как пищевого продукта (содержание в нем важнейших аминокислот, ферментов, микроэлементов, витаминов, бактерицидных веществ), такое его лечебное использование оправдано. Сцеженным женским молоком лечили ожоги глаз, конъюктевиты (в форме обмывания, примочек). Катык использовался как противосеборейное средство.
Довольно распространенными лечебыми средствами в башкирской народной медины оказались топленое конское, баранье и гусиное сало — при простуде, в качестве растирания, смягчающего средства. При простудном состоянии сало в горячем виде употребляли внутрь, а также им растирали тело или же делали компресс на область груди. В башкирской народной медицине употреблялись также барсучье, медвежье сало и мясо (преимущественно для лечения легочного туберкулеза). Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша. Внутренним салом только что зарезанной курицы покрывали голову при головных болях.
Кровь только что зарезанного домашнего животного давали пить при малокровии и общем истощении. Использовали ее и слегка поджаренной. К этому лечению иногда прибегают и в настоящее время.
Высушенная и измельченная в порошок слизистая оболочка желудка кур была средством лечения желчнокаменной болезни, гастрита. Яичный желток и рыба карась, имеющая желтоватую окраску, применялись для лечения желтухи. Здесь опять-таки сигнатура. При ноющих болях в конечностях рекомендовалось носить варежки и специальные носки из собачьей шерсти.
Шкурки мелких животных использовались и эмпирической хирургии. Змеиная кожица (сбрасываемая при линьке) служила средством для удаления плотносидящих (не поддающихся извлечению) поверхностных инородных тел конъюнктивы и роговицы. Использование данного средства зарегистрировано в 1971 году в деревне Галиакберово Бурзянского района Башкирской АССР. Сущность лечения такова: берется маленькая пластинка змеиной кожицы, тщательно промывается и вводится за веко. Через не которое время инородное тело и кусочек змеиной кожицы отходят.
Золой, получаемой от сжигания кожи до машних животных, лечили заеду, опаленный войлок употреблялся в эмпирической хирургии. Желчь различных животных применялась преимущественно в качестве растирания при ноющих мышечных и суставных болях.
Нами установлено использование в прошлом человеческой слюны как обеззаражи вающего средства. Ею лечили гнойные конъюнктивиты. При прокалывании мочки уха вдеваемую нитку смачивали слюной. Слюна применялась в повивальном деле. Нагноения не было. Как мы знаем сейчас, слюна содержит бактерицидное вещество — лизоцим. В прошлом иногда прибегали к наружному применению экскрементов: мочи больного (или ребенка), помета некоторых животных. Одним из древнейших видов лечения в медицине многих народов, в том числе и у башкир, является пользование медицинскими пиявками. Эффективность их применения медицинской наукой давно доказана. В народной медицине башкир пиявки употреблялись при головной боли, головокружении, шуме в голове (главным образом, у лиц пожилого возраста), что, по-видимому, связано с климаксом или гипертонической болезнью, а также их ставили при болях в пояснице, конечностях и упорной, долго не стихающей зубной боли.
Интерес представляет профилактическое пользование пиявками: 2—3 раза в год пожилые люди, обычно женщины, при длительно наблюдаемых головных болях и головокружениях, шуме в голове ставили себе пиявки. Лица, которые подобным лечением пользовались, отмечают значительное улучшение самочувствия, исчезновение или резкое ослабление перечисленных субъективных ощущений.
В башкирской народной медицине нашли применение лесные муравьиные кучи. Так, при ноющих болях в верхних и нижних конечностях их помещают на муравьиную кучу и подвергают укусам на протяжении 15— 20 минут. Сами же муравьи употреблялись для приготовления растирания. На дно банки насыпается сахар и ставится на муравьиную кучу. После этого банка с заползшими насекомыми помещается в теплую печь, где находится до полного разрушения и таяния насекомых. Приготовленное подобным образом растирание применялось при различных ноющих болях. Этот состав при обморочных состояниях использовали и как нашатырный спирт для вдыхания. Муравьиные кучи, кроме того, использовались и в бытовой физиотерапии.
nbsp; В башкирской народной медицине довольно популярен был мед, прежде всего как потогонное средство. В случаях заболевания дыхательных путей простудного характера из него делали растирание, компресс на грудь. Интересно его использование при ожирении: утром натощак выпивается столовая ложка меда, растворенная в полстакане остуженной кипяченной воды, после этого в течение 2 часов пища не употребляется. Вечером (опять-таки на голодный желудок) за 2 ча са до сна вновь, как и утром, принимаете: 1 столовая ложка растворенного меда. Такое лечение продолжается несколько дней. Теплый мед применялся при болезнях печени : как антигельминтозное средство. Медом в форме смазывания лечили заеду, молочниц грудных детей. Его использовали и в раз личных лекарственных составах, в частности приготовляемых из целебных растений.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
21.11.2024 |